Организация бухгалтерского обслуживания – это обязательное условие деятельности каждого бизнесмена. Любое предприятие или индивидуальный предприниматель, независимо от того, работают ли они, и прибыльна ли их деятельность, должны вести учет и своевременно сдавать отчетность. Санкции за нарушение правил учета существенны и могут поставить под угрозу само существование бизнеса. Юридическое лицо, которое в течение года не сдает отчетность и не проводит операций по банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим.
Но дело не только в санкциях, бухгалтерский учет нужен и самому собственнику бизнеса. Деньги любят счет, и это не просто расхожая фраза. Именно бухгалтерский учет, как система сбора информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предпринимателя, дает представление об эффективности его деятельности в денежном выражении.
Финансовый анализ, маркетинговая политика, привлечение инвестиций или заемных средств, оценка целесообразности использования ресурсов и сама перспектива развития бизнеса строятся на базе данных бухгалтерского учета. Обеспечить качественное бухгалтерское обслуживание необходимо, прежде всего, в интересах самого владельца предприятия.
Прежде чем подобрать подходящий вам вариант бухгалтерского обслуживания, стоит разобраться в том, что входит в это понятие. В первую очередь, это:
Ведение бухгалтерского учета обязательно только для организаций, индивидуальные предприниматели могут его не вести, но это не означает, что они не нуждаются в бухгалтерском обслуживании.
Все налогоплательщики, то есть и юридические, и физические лица в обязательном порядке должны вести налоговый учет. Формирование налоговой базы и расчет налогов к выплате тоже строятся на базе первичных документов, а значит, и здесь необходим учет и сбор информации о деятельности налогоплательщика. Требует учета и движение денежных средств, а это ведение банковских документов при безналичных расчетах и кассовых – при работе с наличными деньгами. Наконец, всем работодателям необходим кадровый учет: расчет зарплаты, больничных листов, отпускных, страховых взносов, удержание подоходного налога, сдача специальной отчетности за работников в фонды.
Все перечисленное можно назвать необходимым минимумом бухгалтерского обслуживания. К дополнительным бухгалтерским услугам относят консультации по налогообложению, контроль дебиторской задолженности, аудиторские заключения, помощь в прохождении налоговых проверок, анализ договоров на налоговые риски и др.
Как видите, объем работы большой, и кто-то должен этим заниматься. А можете ли вы, как владелец бизнеса, со стороны оценить трудоемкость бухгалтерского труда? Ведь от этого зависит стоимость и вариант бухгалтерского обслуживания.
Когда-то вопрос выбора варианта бухгалтерского обслуживания даже не возникал. Бухгалтером мог быть только штатный специалист и, чаще всего, это был целый бухгалтерский отдел. Но черные нарукавники и деревянные счеты уже ушли в прошлое, так же как и привязка деятельности бухгалтера к стационарному рабочему месту.
Сейчас бухгалтерское обслуживание возможно из любой точки, где есть компьютер, подключенный к Интернету. Все виды полноценного учета и отчетности уже давно ведутся с помощью компьютерных программ, самой известной из которых является 1С «Предприятие». Этой системой учета пользуются более миллиона российских предприятий.
Можно выделить следующие варианты бухгалтерского обслуживания:
Ниже мы рассмотрим их подробнее, а сейчас попробуем разобраться в том, как оценить объем необходимого вам бухгалтерского обслуживания. Учитывать здесь надо несколько факторов, например, такие как:
Разнообразие видов деятельности вашего бизнеса. Бухгалтер, как и любой профильный работник, часто имеет свою специализацию. Например, для участия в госзакупках желательно подобрать специалиста, имеющего опыт работы с бюджетом, а для внешнеэкономической деятельности – знакомого с таможенными процедурами. Найти бухгалтера, равно хорошо разбирающегося во всех сферах деятельности и участках бухучета, непросто, а значит, придется обращаться к нескольким специалистам.
Система налогообложения, на которой вы работаете. Рассчитать авансовые платежи и единый налог на УСН Доходы в состоянии и бухгалтер-новичок. Совсем другое дело – работа на общей системе налогообложения, где нужно знать все тонкости учета прибыли и администрирования НДС.
Активность вашей деятельности, которая выражается в количестве и частоте хозяйственных операций, то есть действий, изменяющих соотношение ваших доходов и расходов.
Количество работников. Чем больше у вас работников, тем больше труда бухгалтера потребуется на кадровый учет, выплату зарплаты и взносов, оформления отпусков, больничных, декретных, сдачи отчетности.
Теперь, когда вы имеете представление, из чего складывается объем бухгалтерского обслуживания, можно вернуться к рассмотрению его вариантов.
Штатный бухгалтер - это специалист, работающий у вас в офисе на полную занятость или по совместительству. В декабре 2014 года в среднем по России зарплата бухгалтера составила около 24 тыс. рублей, а главного бухгалтера – 40 тыс. рублей. Кроме заработной платы работодатель за свой счет выплачивает за бухгалтера страховые взносы во внебюджетные фонды (в размере 30% от выплат работнику). Как и каждому работнику, штатному специалисту нужно предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, оплату больничного листа, декретные выплаты (при необходимости). Ведение бухгалтерии у вас в офисе потребует создания технических условий: компьютер, подключенный к интернету, оргтехника, офисная мебель, программы для ведения бухучета с обновлением и сопровождением, доступ к консультационно-правовым системам.
Удаленный бухгалтер может быть индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги или вашим работником. Чаще всего такие специалисты имеют свой компьютер, оргтехнику, бухгалтерские программы, а значит, от вас не потребуется за свой счет создавать рабочее место. Такой вариант бухгалтерского обслуживания дополнительно позволяет сэкономить на зарплате сотрудника (например, если найти его в регионе, где средняя зарплата меньше, чем в вашем). В случае с бухгалтером-ИП вам еще и не придется платить за него страховые взносы.
Серьезным минусом этих двух вариантов бухобслуживания можно назвать зависимость от личностного фактора. Ваш бухгалтер может не иметь опыта в какой-то сфере учета, операции в которой вам понадобятся разово, например, оформить внешнеэкономическую сделку. Работник может уйти в отпуск, заболеть, попросить отгул по семейным обстоятельствам в самый неподходящий момент. Это может быть и неожиданное увольнение, расторжение договора с бухгалтером-ИП, и другие личные мотивы. Кстати, в этом случае взыскать материальный ущерб с бухгалтера - штатного работника будет проблематично, т.к. удержания с его зарплаты возможны только в определенных пределах.
Ну, а преимуществом штатного бухгалтера можно назвать его постоянное присутствие на рабочем месте, к нему можно обратиться и получить ответ по вопросам учета и отчетности. Хранение документов и оформление первичной документации ведется в вашем офисе. При небольшом объеме работ бухгалтер может дополнительно осуществлять функции кадрового специалиста, кассира, секретаря, офис-менеджера, работать с договорами и т.д.
Аутсорсинг бухгалтерского обслуживания набирает в последние годы все большую популярность. Это передача бухгалтерского обслуживания специализированным компаниям, имеющим собственное программное обеспечение, обширный опыт в разных сферах бухучета, штат специализированных сотрудников. Чаще всего на аутсорсинг отдают подготовку отчетности и кадровый учет, но можно выбрать любой участок бухучета или оформление отдельных документов. Профессиональные бухгалтерские фирмы предлагают гибкое ценообразование стоимости бухгалтерского обслуживания, и вы всегда сможете регулировать свои затраты на ведение бухгалтерии, исходя из объема нужных вам услуг.
Передав бухгалтерию (частично или полностью) в такую фирму, вы можете не беспокоиться из-за того, что ваш бухгалтер не справится с незнакомым ему участком учета или, по какой-то причине, перестанет вести дела. Ответственность за правильность учета несет сама компания, а не отдельный специалист, а в случае чего, материальный ущерб из-за ошибок в учете будет вам полностью и своевременно возмещен.
Онлайн-сервисы для ведения учета и отчетности – подходящий бюджетный вариант для самостоятельного ведения бухгалтерии при небольшом объеме хозяйственных операций и несложной системе налогообложения. А вот наличие работников и связанные с этим ведение кадровых документов и отчетности может серьезно осложнить для неспециалиста задачу учета. Кроме того, работа в онлайн-сервисах ведется без контроля профессионалов (или потребует отдельной платы за это), а значит, есть серьезный риск неправильного оформления документов, неверного толкования законодательства, нарушения графика сдачи отчетности. За все эти ошибки и возможные штрафы онлайн-сервисы ответственности не несут.
Преимущества каждого варианта бухгалтерского обслуживания надо оценивать, исходя из вашего объема работ для бухгалтера, а здесь мы хотим привести пример сравнения стоимости услуг штатного бухгалтера и аутсорсинга бухгалтерии в партнерской сети 1С:БухОбслуживание.
Небольшая торгово-закупочная организация с тремя работниками работает в Москве на системе налогообложения УСН Доходы минус расходы. Расчет единого налога на этом налоговом режиме близок к расчету налога на прибыль, поэтому особое значение уделяется нюансам признания расходов и оформлению подтверждающих документов. В среднем в месяц проводится около 50 хозяйственных операций, а значит, для постоянного штатного бухгалтера имеется достаточный объем работ.
Средняя зарплата обычного бухгалтера в Москве в декабре 2014 года равна 40 тыс. рублей, а страховые взносы на эту зарплату – 12 тыс. рублей в месяц. В год сумма этих выплат составит 624 тыс. рублей, и если учесть, что бухгалтер уйдет в оплачиваемый отпуск, то есть отработает 11 месяцев в году, то стоимость его услуг в месяц обойдется в 56 727 рублей.
Стоимость оснащения рабочего места бухгалтера составит (по минимуму) 44 200 рублей, из расчета:
Теперь подсчитаем, в какую сумму обойдется аутсорсинг бухгалтерии от одного из московских партнеров 1С:БухОбслуживание при той же нагрузке: 50 операций в месяц и трех работниках. Можно выбрать два варианта тарифов:
Тарифный план | Сервис 1С:Бухобслуживание. Отчетность | Комплексный сервис 1С:Бухобслуживание |
---|---|---|
Описание |
|
|
Стоимость | 5 000 рублей в квартал | 18 250 рублей в месяц, с учетом 1 визита курьера |
Легко подсчитать, что стоимость аутсорсинга бухгалтерского обслуживания в месяц почти в три раза меньше, чем затраты на содержание штатного бухгалтера. Здесь, конечно, надо учесть, что комплексный сервис 1С:Бухобслуживание оказывается на основе первичных документов клиента, составление которых он должен поручить своему сотруднику. За дополнительную плату на аутсорсинг можно передать и эту функцию, при этом оплата взимается за каждый составленный документ. Кадровый учет большего числа работников, дополнительные визиты курьера, сопровождение налоговых проверок и другие услуги оплачиваются отдельно, и только если в них возникает необходимость.
В любом случае, экономия расходов на бухгалтерское обслуживание по сравнению со штатным бухгалтером будет существенной. А кроме денежной экономии партнеры 1С:Бухобслуживание гарантируют обеспечение безопасности и сохранности ваших данных и материальную ответственность за качество оказанных услуг.
Вы можете бесплатно в течение месяца опробовать качество бухгалтерского обслуживания от партнёров 1С:БухОбслуживание в более чем 80 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Казань, Калининград, Краснодар, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Раменское, Саратов, Тольятти, Туапсе, Челябинск... Список городов постоянно расширяется, чтобы сделать бухгалтерское обслуживание доступным еще большему числу пользователей.